май 2013

Вообще-то мы собирались лететь в Ереван, но за несколько дней до поездки решили рвануть на Балканы. Весь 2,5 недельный маршрут был спланирован буквально за вечер.

Аэропорт Белграда имени Николы Тесла — первое, что мы увидели, когда прилетели в Сербию. Говорят, что аэропрты, авто и жд-вокзалы — это лица города. По ним складывается первое впечатление о городе, который посещаешь впервые. Так как прилетели мы ночью, аэропорт был практически пуст, первые ощущения — настороженность и растерянность. Это было из-за того, что в аэропорту было полное отсутствие информации об автобусах в город. А когда уже улетали домой, мы чуть было не опоздали на свой задерживающийся рейс, так как информация на табло не обновлялась должным образом.

 

Рядом с аэропортом стоит памятник Николе Тесла. В Сербии Тесла как в СССР Ленин — почти бог очень уважаемый человек, большое количество учреждений названы его именем, его портреты везде, в том числе на денежных банкнотах. Все потому, что ученый был сербом по национальности. При этом Тесла родился на территории современной Хорватии, почти всю жизнь имел гражданство США и там же собственно жил и работал.

 

В Белграде сразу бросаются в глаза две особенности: первая — огромное количество ретро-автомобилей. Ездят на них не от высокого достатка, а, как мне показалось, совсем даже наоборот. Самые распространенные марки старья — автомобили концерна Yugo.

 

Особенность номер два — в городе очень много собачников. Их питомцы гуляют без поводков, без намордников, купаются в фонтанах, справляют нужду на газонах, лежат под столиками летних кафе, пока хозяева пьют кофе… Никто не ругается по этому поводу, не вопит, как это обычно бывает у нас в России. Нас собаки ни разу не побеспокоили, на какашку я не наступил, поэтому ничего плохого о таком собачьем разгуле не скажу.

 

Несколько центральных улиц в старой части Белграда закрыты для движения транспорта. Здесь много кафе, ресторанов, досуговых учреждений, магазинов. Сувенирных лавок совсем немного, это от того, что в городе сравнительно мало туристов.

 

Еще одно лицо города — железнодорожный вокзал. Как и любой другой вокзал, внутри он не блещет чистотой, пахнет туалетом и бомжатиной..

 

Такие длинные трамваи в Белграде передвигаются очень быстро и практически бесшумно — стыков на рельсах совсем нет.

 

Статуя ежика.

 

Где-то в центре.

 

Вестибюль в одном из банков.

 

Центр Белграда хаотично застроен домами разных эпох. Между старинными домами с лепниной втиснуты панельные здания времен социализма.

 

Канализационный люк.

 

Особняком стоит гостиница «Москва» (****). Здание построено в стиле русского модерна с элементами греческой античности в нулевой точке центра города. В 1908 году гостиницу открывал сам король Петр I Караджорджевич в сопровождении придворного оркестра. С середины XX века здание охраняется государством как памятник архитектуры.

 

Напротив «Москвы», по обе стороны входа в магазин детской одежды и нижнего белья, стоят две инсталляции, выполненные из металлолома — знакомые нам из фантастических фильмов Хищник и Чужой.

 

Часто встречаются залы с игровыми автоматами. Посетителей там, к моему удивлению, совсем мало.

 

Раскладной лифт для инвалидов в подземном переходе.

 

Что запрещает этот знак мне осталось непонятным.

 

Спортзал на берегу Дуная.

 

Интересно, а сколько у нас школ крадет каждый год коррупция?

 

По всему Белграду тянется сеть-лабиринт велосипедных дорожек. Они сделаны отдельно от тротуаров, пешеходы по ним не ходят, так как велосипедисты на шоссейниках гоняют очень быстро.

 

Однажды мы наблюдали, как полицейские перекрыли улицу. Через несколько секунд мимо нас пронеслось около двухсот велосипедистов со звуком, напоминающий пчелиный рой — по-видимому проходили какие-то соревнования.

 

Белград в районе Бранкова моста.

 

 

 

Почему-то мы с трудом находили нормальные заведения общепита. Чаще нам попадались бары, в меню которых отсутствовали даже салаты. «Онли дринк» — говорили нам официанты. Чем закусывают посетители, мне осталось непонятным. Еще в городе несколько Макдольнадсов, так мною не любимых. «Не для того ли бомбили американцы Белград, чтоб открыть здесь столько Макдональдсов?» — думал я.

 

Небоскреб в центре Белграда называется Београджанка. Там размещаются теле и радиостудии, секретариат городского правительства, народная канцелярия президента Сербии. Высота здания — 101 метр, и конечно же мы его заруфили!

 

 

 

Красота.

 

Никогда до поездки в Сербию не видел чистильщиков обуви, всегда считал, что в Европе эта профессия осталась в прошлом. Интересно, трубочиста в шляпе когда-нибудь встречу?

 

Белградская бомжиха передает привет всем читателям этого блога.

 

Мужик выгуливает пылесос.

 

В этом здании квартируется белградская мерия.

 

Белградские трущобы.

 

Светодиодные бинарные часы на торце здания школы.

 

В Калемегданском парке.

 

Вообще город в целом произвел приятное впечатление. Его нельзя назвать таким уж красивым, но он достаточно притягательный.

 

И еще Белград почему-то сильно напомнил мне Киев.

 

Кстати следов натовских бомбардировок в Белграде практически не осталось, кроме заброшенного в центре города здания Министерства обороны. Оно было атаковано 30 апреля 1999 года.

 

В ходе той войны погибло около 500 и ранено около 900 мирных жителей.

 

По всему городу цветут маки, и никто по этому поводу особо не беспокоится. Наркоманов (как и сильно выпивших) за все дни мы ни разу не встретили.

 

Вот такой Белград.

Поделиться: