май 2016

Город на юге Бурятии на границе с Монголией.

Кяхта и ее окрестности имеют богатое историческое прошлое. Город возник в 1727 году и сразу стал центром русско-китайской торговли (Монголия тогда была в составе Китая). Именно из Кяхты длительное время монопольно поставлялся весь китайский чай в Россию и Западную Европу. Это был очень богатый купеческий город.

С начала 20-го века, со строительством железных дорог, Кяхта стала утрачивать свое значение.

 

Сейчас это небольшой невзрачный городишко, его население — около 20 тысяч человек.

 

Буквально в сотне метров от границы стоит большой заброшенный Гостиный двор. Его построили в 1842 году и служил он для совершения крупных оптовых сделок, а также для хранения товара.

 

Здесь же располагалась таможня.

 

С 1955 года в помещениях Гостиного двора работала Кяхтинская трикотажная фабрика.

 

У бывшей проходной фабрики стоит Ленин. Здесь же можно заметить рекламу, нарисованную вручную прямо на заборе.

 

Ленин смотрит прямо на Воскресенский собор, на его постройку местные купцы сбросились в начале 19-го века.

 

Напротив Воскресенского собора — кафе. С тюлем от мух на входе.

 

И рядом же — мемориал.

 

Полузаброшенный дом купца Алексея Лушникова. Когда-то здесь останавливался знаменитый путешественник Николай Пржевальский. Статус памятника архитектуры не спасает здание от наплевательского отношения.

 

Почтовое отделение.

 

Новенькие резные наличники и ставни на окнах — редкая и приятная находка. К сожалению, в России эти детали утрачиваются.

 

В Кяхте многие надписи и реклама продублированы на монгольском.

 

 

 

Реклама продуктового магазина.

 

Сам магазин.

 

Прямо возле пограничного пункта стоит здоровенный торговый центр (не беспошлинный!), в котором большинство покупателей — монголы. Они пересекают границу и ездят сюда за покупками на один день. Из-за падения курса рубля соседям стало особенно выгодно отовариваться в России. Покупают они, в основном, муку, крупы и яйца. Ну и бензин в Кяхте для монголов обходится ровно вдвое дешевле, чем у себя дома.

 

Обидный запрет для автопутешественников: нельзя запастись полными канистрами с дешевым российским бензином и провезти их в Монголию, приходится довольствоваться только полным баком.

Переход российско-монгольской границы на автомобиле не вызывает трудностей. Никакого специального разрешения не требуется, проводится осмотр транспорта и перевозимых вещей, затем обычный паспортный контроль. Очередь на границе была небольшой, двигалась быстро. У нас весь переход занял чуть больше часа (на обратном пути — около двух часов).

Один из пограничников подсадил к нам в машину девушку-автостопщицу из Казани: границу в этом месте невозможно перейти пешком, только на автотранспорте, каждый человек приписывается к своему автомобилю. Автостопщицу мы потом довезли до самого Улан-Батора.

На российском пограничном пункте висит объявление о запрете ввоза монгольской мясной и молочной продукции. Позже выяснилось (убедились сами!), что эта продукция удивительного вкуса и качества: открываешь банку тушенки и вытряхиваешь на тарелку цельный кусок мяса ровной цилиндрической формы (как песочный куличик из ведерка), без жил, без малейшей капельки жира или бульона. Колбаса же на вкус как домашняя — монголам, кажется, еще не пришло в голову бодяжить ее соей. Запрет на провоз продуктов объясняется вспышками ящура в некоторых областях Монголии, но по мне так просто кое-кто боится конкуренции.

 

У монгольских пограничников висит предупреждение для своих граждан, въезжающих в Россию, быть осторожными при покупке алкоголя в нашей стране: очень много контрафактной продукции. Кстати, монгольская водка также хороша, как монгольская колбаса! 🙂

 

Из России в Монголию тянутся вереницы грузовиков с древесиной.

С другой стороны границы такая же вереница, но «лесовозы» едут уже пустые.

Монголы заставляют якобы обеззаразить колеса автомобилей — нужно проехать по луже якобы с химикатами. Зачем это нужно — загадка: со стороны России дует сильный ветер и сетчатый забор с колючей проволокой — не помеха для «заразных» сухих травинок и песка. Тем не менее, санобработка стоит денег (еще бы!), плюс нужно оплатить какой-то транспортный налог (не помню сколько).

 

Сразу за воротами погранперехода стоит будка с представителем страховой компании, здесь тоже нужно оставить немного тугриков: в Монголии автомобилист обязан ездить с полисом ОСАГО.

Вот теперь добро пожаловать в Монголию!

Поделиться: