«Кузбасская топливная компания» («КТК») — один из крупнейших в России производителей энергетического угля. Компания основана в 2000 году, за это время на разрезах «КТК» угля было добыто 156 миллионов тонн. Добываемое топливо отгружается для нужд крупной электрогенерации, частных домохозяйств, муниципальных котельных и промышленных потребителей, а также поставляется на экспорт. Штаб-квартира компании расположена в Кемерово.
 

 

Основным производственным активом «КТК» является разрез «Виноградовский», расположенный неподалёку от посёлка Каракан в Беловском районе Кемеровской области.

 

На самом деле «Виноградовский» — это не один разрез, а целая группа разрезов (эксплуатационных участков), которые сосредоточены на территории несколько десятков квадратных километров. Площадь и масштаб производства поражает воображение!
 

 

Запасы угля на всех участках превышают 500 миллионов тонн. Работы хватит на многие десятилетия.

 

Здесь работают сотни единиц техники и 2300 человек. Во всех же структурах «КТК» трудоустроены 4500 человек.

 

Уголь разреза «Виноградовский» пользуется спросом и в России, и за рубежом. Продукт поставляется в Китай, Индию, Японию, Корею, Малайзию, Турцию, Марокко, Германию и другие страны.

 

Предприятие производит энергетический уголь марки «Д», который является низкозольным, малосернистым, с высокой теплотворной способностью и предназначен для использования в качестве энергетического топлива для производства электроэнергии и тепла.

 

Директор разреза «Виноградовский» — Алексей Огрызько.

 

Нашими гидами по разрезу были заместитель директора по производству Михаил Саенко…

 

…и начальник управления горных работ Артём Господаренко.

 

Посмотрим самое интересное — горнотранспортную технику для добычи угля.
Буровые установки для скважин, которые изготавливают для производства взрывных работ:

 

Шагающие экскаваторы, или драглайны.

 

Драглайны своими ковшами, достигающие объема 20 кубометров, и стрелами длиной до 90 метров непрерывно переносят пустую породу на большое расстояние. Формирование отвалов происходит по бестранспортной технологии.

 

Вес этой махины — около 1700 тонн.

 

Эдуард Муравлёв — машинист экскаватора ЭШ 10/70, семикратный победитель конкурса «Лучший по профессии». Награжден государственной наградой — медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.

 

— Стать машинистом экскаватора я решил еще в детстве. помню, когда были ребятишками, ходили на рыбалку, а после этого просились к знакомым, которые работали на седьмом участке, чтобы они нас покатали на экскаваторе. В 2007 году пришел работать сюда, на разрез «Виноградовский». Работаю здесь бригадиром уже 14 лет.

 

Больше всего на «Виноградовском» мне приглянулись американские электрические экскаваторы P&H-2300, которых горняки ласково называют «хорьками». Машины размером с пятиэтажку и объемом ковша в 25 кубических метров!

 

Громадный 220-тонный БелАЗ загружается в четыре ковша!

 

На «Виноградовском» работает три таких монстра.

 

Для доставки каждого экскаватора потребовалось 37 вагонов + особо крупные детали везли на больших платформах по дорогам.

 

Машинист экскаватора P&H-2300 Андрей Макаров.

 

— На разрезе «Виноградовский» работаю уже 16 лет. Эту машину я разгружал, когда она пришла в 2009 году. Собрали за три месяца и с тех пор на нем работаю. Весит этот экскаватор 880 тонн, машина большая, здесь много всего автоматизированно. Например автоматизированная смазка — очень удобно, экономит время и силы машиниста.

 

Машинист экскаватора и его помощник на фоне своего рабочего инструмента.

 

Ковш объемом с небольшую комнату поднимает за раз 55 тонн породы, тросы, которые его поддерживают, толщиной 6 см.

 

В автопарке разреза — 101 карьерный самосвал, в основном марок БелАЗ и Коматсу.

 

Самые большие из них — БелАЗ-75306 грузоподъемностью 220 тонн.

 

Колеса у 220-тиков диаметром почти в два человеческих роста.

 

А вес одной только покрышки около 4 тонн!

 

Двигатель 220-тонника размером с легковой автомобиль. 16 цилиндров объемом 60 литров и 2500 лошадиных сил!

 

Водитель 220-тонного Белаза-75306 Сергей Мирошниченко работает на «Виноградовском» 18-й год.

— Когда пришел на разрез, сначала сел за руль сорокатонника. Потом работал на «полстапятке». А сейчас вот уже 14-год работаю на 220-тоннике. За эти годы техника БелАз поменяла кардинально: от простого примитивного самосвала до практически электронной машины – с камерами, умной системой навигации, электронным табло. Есть автоматический контроль и колес, и груза, и всего на свете. Может показаться, что техника стала заменять белазиста, но это не так. Белазисты будут нужны всегда, но мы постепенно становимся не водителями, а операторами – управляем умной техникой.

 

Для погрузки и транспортировки угля, в основном используется более компактная техника —  дизельные экскаваторы «Коматсу» (PC400, PC750 и PC1250) и БелАЗы 40 и 55 тонн.

 

Парочка «Коматсу».

 

«КТК» имеет свой собственный парк локомотивов, которые вывозят вагоны с углем на станцию Мереть. Там находится терминал для конечного формирования составов и отправки их потребителям.

 

Как же происходит координация работы такого количества техники? А производится она с помощью автоматизированной системы диспетчеризации (АСД).

На мониторах в режиме реального времени, на карте выводится информация о каждой единице техники: её местоположение, все маршруты, уровень топлива в баке, масса загруженной в кузов породы, давление воздуха в шинах и многое другое.

 

По сути диспетчер управляют всеми производственными процессами движениями компьютерной мыши в точности как в компьютерной игре-стратегии: на карте выделяется, например, самосвал и переносится на другой участок. Водителю в этот момент поступает сигнал куда ему нужно ехать на новый фронт работы. Таким образом с помощью АСД сокращаются простои и перегоны техники, экономится топливо, увеличивается производительность труда и эффективность предприятия в целом.

 

Вся техника обслуживается и ремонтируется в авторемонтных мастерских, которые представляют из себя целый комплекс огромных боксов общей площадью порядка 3600 м².

 

Здесь работает большой штат квалифицированных специалистов: автослесарей, электриков, сварщиков, токарей…

 

Так же как и добыча, ремонт техники в мастерских идет круглосуточно.

 

В смену работает около 40 человек.

 

В одном из ремонтных боксов на глаза попался самый большой фронтальный погрузчик из всех раннее виденных: Komatsu WA-600 весом 53 тонны и с ковшом объемом 11 кубометров .

 

Здесь ремонтируют локомотивы.

 

Начальник локомотивного депо Андрей Сабуров.

 

Примерно половина добытого угля транспортируется на обогатительные фабрики. Их на «Виноградовском» две — «Каскад-1» и «Каскад-2» (на фото). Обе фабрики производят в год почти 5 миллионов тонн угольного концентрата.

 

Именно на обогащенный уголь в настоящее время увеличивается спрос в мире. Причина — его более высокая калорийность и дорогие тарифы на транспортировку — выгоднее вести чистый уголь без включений в виде пустой породы.

 

На фабриках «КТК» уголь перерабатывается методом тяжелосреднего обогащения.

 

Мелкая фракция угля (2 – 25 мм) обогащается в гидроциклонах, фракции от 25 до 200 мм обогащаются в колесных сепараторах.

 

Уголь проходит через дробилки, грохоты, разделяется с помощью магнетитовой суспензии, промывается, сушится, вновь дробиться, сортируется…

 

На обеих обогатительных фабриках работает около 300 человек, но в основном здесь все автоматизировано. Диспетчерская обогатительной фабрики «Каскад-2»:

 

Готовый угольный концентрат сразу же загружается в вагоны с помощью транспортерных лент.

 

Рядовой же уголь загружается в вагоны фронтальными погрузчиками и кранами с грейферными ковшами.

 

Водитель погрузчика — одна из самых сложных и искусных на разрезе профессий: человеку приходится ежеминутно совершать большое количество действий с рычагами, переключателями и джойстиками. Погрузчики буквально шныряют по угольному складу, совершая неожиданные маневры и действия, со стороны удивляешься, что огромная и с виду неуклюжая машина на самом деле оказывается такой юркой.

 

Самоходная дробилка Sandvik QI441. Один погрузчик загружает в приемный бункер добытый уголь, второй погрузчик тут же забирает измельченный продукт и сразу грузит его в вагоны. Производительность такой дробилки — до 500 тонн в час.

 

На «Виноградовском» работает три участка погрузки.

 

Важно поставить покупателям продукцию заявленного качества. Весь добытый на «Виноградовском» уголь обязательно проходит проверку в химической лаборатории. С каждой партии берутся небольшие образцы, которые тестируются на содержание золы, серы, влаги и множество других параметров. На фото специалист химической лаборатории Ольга Наумкина сжигает небольшой образец в калориметре, чтобы выяснить его теплотворную способность (калорийность).

Все исследованные образцы (арбитражные пробы) затем хранятся здесь же в лаборатории. Эта работа позволяет избежать спорных ситуаций с покупателями угля, если вдруг их химические лаборатории покажут параметры, отличающиеся от заявленных.

Вообще, все вспомогательные службы на «КТК» трудно перечислить и уж тем более оценить их важность. Вот, к примеру, здравпункт. Здесь проводят предсменный и послесменный осмотр работников, также с помощью современного диагностического оборудования следят за общим состоянием здоровья всех сотрудников. Благодаря этой работе существенно снижается вероятность возникновения аварий и несчастных случаев из-за ухудшения состояния здоровья на рабочем месте.

 

На предприятиях «КТК» не забывают про экологию. Особое внимание уделяют водным ресурсам.
На фото — автоматизированная система очистки карьерных вод.

 

Для удаления взвешенных веществ используются дисковые фильтры AZUD, метод коагуляции и озонация, с последующей фильтрацией через напорные фильтры, заполненные природным цеолитом, активированным углем и ионообменной смолой. Отфильтрованная вода проходит через фильтры тонкой очистки HYDRAcap. Предусмотрена доочистка воды на обратном осмосе, мембраны которого являются самыми селективными и не пропускают растворенные органические и ионные примеси, бактерии и вирусы. Воду, очищенную до питьевых стандартов, сбрасывают в водоем, а также используют для нужд обогатительной фабрики.

 

Машинист насосных установок Ольга Белякова:

— В этом году будет уже 8 лет, как я работаю на предприятии. Я слежу за всем оборудованием. Оно работает в автоматическом режиме, но мое присутствие здесь необходимо, чтобы все контролировать, например во время каких-либо непредвиденных обстоятельств – отключение электроэнергии и прочего.

 

Так работает разрез «Виноградовский». Сочетание мощи технологий…

 

… и работы жителей Кузбасса.

 

Мир еще не до конца оправился от кризиса, вызванного пандемией Covid-19, как грянул новый — энергетический. И уголь переживает ренессанс: газа, ветра и солнца не хватает, твердое черное топливо вновь пользуется бешеным спросом. Если потребуется, компания «КТК» готова увеличить добычу с 13 до 20 миллионов тонн угля в год.

 212 

Поделиться: