сентябрь 2018

И в третий раз за 2018 год.

Главной целью поездки стало посещение международного туристического форума с участием монгольских и российских туроператоров. Наш же экипаж выехал на пару дней пораньше этого события. Просто чтоб немного покататься по Монголии для души…

Стартовали с Саяногорска — места жительства большинства участников экспедиции. Наша команда на Сотом перевале — границе между Хакасией и Тувой.

Олег записывает видосики.

Не доезжая до Ак-Довурака попались на штраф за непристегнутые ремни задних пассажиров.

Границу пересекли легко и быстро.

Как и в июле, в приграничном тувинском поселке Хандагайты не было электроэнергии и местные заправки не работали. Границу пересекали практически с пустым баком. Двигатель заглох когда до Улангома оставалось около 30 км. В очередной раз поразился монголам и их готовности помогать постороннему: ни одна машина, которую мы стопили, не проехала мимо. Все водители были готовы в лепешку разбиться, чтоб помочь нам, однако ни у кого из них попросту не было шланга для откачки из бака топлива. В конце концов один из проезжающих свозил Олега с канистрой до ближайшей деревни и привез обратно. В деревне тоже не было электроэнергии и не работала единственная заправка! Дизель Олегу налили на какой-то стройке из емкости для заправки спецтехники. Двигатель после заправки отказался заводиться — система подачи топлива завоздушилась. Игорь научил нас качать горючее «лягушкой» на топливном насосе (особенность у дизельных автомобилей). В попытках завестись посадили аккумулятор! И снова «подкурить» помог первый же водитель проезжающего автомобиля…

В Монголию пришли холода. Кто-то запасается хворостом в редких горных лесах.

Кто-то покупает машинами сухой навоз. Древесина в Монголии весьма дорога.

Из-за приключений в дороге, в Улангом добрались когда уже совсем стемнело.
Гостиница, в которой мы ночевали:

Вид из окна нашего номера.

Утром перебои с электроэнергией достигли и нашей гостиницы. Вместе со светом пропала вода. Пришлось посещать уличный туалет на заднем дворе.

Какая-то мастерская здесь же.

Центральная улица Улангома.

После завтрака едем на озеро Хяргас.

Пейзажи по пути.

Разборка (или установка) юрты.

Так полюбившаяся мне коса на Хяргасе в этот раз осталась непосещенной, было решено забазироваться на противоположном берегу рядом с невиданными ранее белыми скалами.

От трассы до скал — 43 километра по степи и пескам. L200 преодолел их без проблем, но эта дорога, конечно, не для пузотерок…

Этот берег Хяргаса и белые скалы не разочаровали.

Местные пейзажи напомнили мне побережье Крыма.

Рядом с белыми скалами расположена база отдыха «Хэцуу хад».

Мы застали базу в момент консервации ее на зиму.

Цена, предложенная нам за небольшой домик, показалась высоковатой, поэтому было принято решение поставить свой лагерь прямо на берегу.

Палатки ставить не пришлось. На пляже был обнаружен небольшой дощатый сарай, который и стал нам домом на последующие сутки.
С этим сараем нам страшно повезло. Почти сразу же начался ветер такой силы, что ни одна палатка не выдержала бы его порывов.

Виталий надевает гидрокостюм и пробует подстрелить что-нибудь нам на ужин.
Но из-за шторма вся рыба отошла далеко от берега, к тому же со дна поднялась белая муть. Подводная рыбалка не удалась.

Пришлось довольствоваться жареной картошкой с тушенкой.

Вот так после обеда я сидел и писал на планшете этот пост (все, что написано выше). Рабочее место мечты.

Вечерний вид с крыльца нашего пристанища.

Утром ветер немного успокоился, и мы пошли прогуляться по окрестностям.

К обеду стали собираться назад в Улангом.

Пасущиеся верблюды меня как-то уже и не удивляют. Привык я к Монголии.

Улангом.

Памятник национальному музыкальному инструменту «икэл».

Памятка возле поликлиники на тему кашля и чихания.

Я веду нашу команду в свою любимую «цайны газар» — закусочную. Любимой она стала во время июльского приезда сюда.

А вот и закусочная. Девушка-повар уже узнает меня.

Чай или «цай» в Монголии — солоноватый напиток с молоком. Если хочется выпить обычного чая в привычном понимании, следует заказывать «липтон».

Пополнил коллекцию инструкций по мытью рук, начатую еще с первой поездки. Такие инструкции висят над каждым умывальником в общественных местах.

В Монголии появилась новая марка водки с самым симпатичным оформлением бутылки из всех ранее виденных.

Совершенно не монгольский уровень мастерства.

Мужики монтируют стеклянный фасад на старое здание.

Полицейские заправляются.

Не постеснялся попросить их опустить стекло. На родине такая смелость по понятным причинам не появляется…

К вечеру мы поехали на базу «Увс лайк кэмп», что в паре километров от озера Увс.
Вчера монголы выручили нас с горючим, а сегодня мы заливаем бензин в  заглохшую машину жены губернатора Увс аймака.

Закат.

К ночи на базе стали собираться представители турагентств, с большинством из которых мы колесили по Туве и Монголии в мае.
Вечерние посиделки в нашей юрте:

А на следующий день в самой большой юрте турбазы проходил международный форум по развитию туризма в Увс аймаке.

Экипаж уазика «тормозок» снова оказался вместе, хоть и не в полном составе.

Губернатор Увс аймака Дайвийням Батсайхан что-то рассказывает Олегу.

В перерывах между выступлениями участников форума развлекали местные музыкальные коллективы.

Кружки и стопки из коровьих рогов.

Пастухи рядом с базой.

Девушка с облепихой.

Вечером вся делегация выехала на берег озера Увс.

Сделали совместную фотографию.

Покатались на верблюдах.

Понаблюдал за монгольской национальной игрой «шагайн харваа» (дословно «стрельба костяшками»)

Два человека или две команды садятся друг напротив друга на расстоянии около пяти метров. Перед каждым лежит доска с расставленными на ней в ряд бараньими надпяточными косточками. Со специальной подставки с помощью костяной палочки или шайбы производится обстрел позиций противника.

Игра довольно зрелищная и азартная. Немного напоминает «шашки Чапаева», но здесь требуется гораздо большая меткость — все-таки на таком расстоянии попасть в цель весьма непросто.

Возвращаемся на базу на банкет.

Я много раз пил в Монголии крепкий алкоголь, но в этот вечер на банкете наконец-то был сформирован важный вывод-наблюдение: монгольская водка обладают удивительным свойством: пьешь -> пьешь -> пьянеешь -> хорошо пьянеешь -> делаешь получасовую паузу -> трезвеешь так, как будто и не начинал. Проверено не менее чем на десяти марках.

На следующий день участники форума выдвинулась в сторону какого-то горного озера. Мне же из-за приближающейся поездки в Японию путешествие пришлось сократить. Поэтому вместе с сотрудниками тувинского профилактория «Серебрянка» утром я уехал в Кызыл, а оттуда — в Абакан.